Инициатива по исключению нарушений прав субъектов малого предпринимательства и социально-ориентированных НКО в части нарушения сроков оплаты при исполнении контрактов согласно закону N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»

ВРОО РИ «Комфорт города» направила инициативу губернатору Александру Гусеву по «исключению нарушений прав субъектов малого предпринимательства и социально-ориентированных НКО в части нарушения сроков оплаты при исполнении контрактов согласно закону N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».


Уважаемый Александр Викторович!
На VI Управленческой платформе имени В.Н.Эйтингона Вы выразили заинтересованность в обратной связи от экспертов и представителей общественности в виде инициатив по улучшению государственного управления. В связи с этим, согласно Уставу нашей организации, предусматривающему инициативную деятельность, и в рамках общественных наблюдений в целях обеспечения реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина, прав и законных интересов общественных объединений и иных негосударственных некоммерческих организаций, у ВРОО РИ «Комфорт города» возникли предложения по улучшению платежной дисциплины структур государственной и муниципальной власти в части исполнения государством обязательств по оплате работ/услуг по обеспечению государственных и муниципальных нужд, особенно при федеральном финансировании таких работ и при исполнении таких работ субъектами малого предпринимательства и социально-ориентированными некоммерческими организациями.
По нашим наблюдениям и опыту (наша организация в том числе с этим столкнулась), существуют систематические задержки в оплате работ/услуг с нарушением сроков, предусмотренных частью 13.1 статьи 34 Закона N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — закон № 44-ФЗ) — срок оплаты заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта должен составлять не более тридцати дней с даты подписания заказчиком документа о приемке, а в случаях, указанных в части 8 статьи 30 Закона N 44-ФЗ (субъектам малого предпринимательства и социально-ориентированных НКО) – срок оплаты 15 рабочих дней.
В «Стратегии социально-экономического развития Воронежской области на период до 2035 года» большое внимание уделено развитию социально-ориентированных НКО, и очевидно, что это развитие будет проходить в том числе за счет вхождения НКО в государственный заказ. Устройство работы НКО в экономике таково, что у общественных организаций нет доступа до того уровня возможностей по кредитованию, которое есть бизнеса: сложно доступны кредиты, банковские гарантии и прочие финансовые инструменты, которые необходимы для предпринимательской деятельности. При  этом у НКО нет доходности; вся прибыль, при её наличии, относится на уставную деятельность. Поэтому для субъектов закупок социально-ориентированных НКО (и их работников) крайне важно получать деньги за исполненный госзаказ вовремя.

Согласно нашим наблюдениям и экспертной оценке, существует пять системных проблем, из-за которых возможно происходят задержки в оплатах:
1. При оплате федеральным деньгами сроки внутренних согласований по маршруту согласований между федеральными структурами, департаментами/управлениями, казначейством и  учреждением-плательщиком велики. Зачастую согласование перевода денег по этому маршруту согласно утвержденным внутренним срокам согласований на каждом этапе в принципе превышает положенный по закону №44-ФЗ срок оплаты субъектам малого предпринимательства и социально-ориентированным НКО срок в 15 рабочих дней.
2. Отсутствие контроля и мотивации соблюдать сроки и ответственности за нарушение сроков у ключевых сотрудников финансовых служб, казначейства и руководства департаментов/управлений, ответственных за своевременное согласование по маршруту согласования перевода, описанному выше.
Это может быть связано с тем, что ответственность за своевременность оплаты несёт по закону №44-ФЗ исключительно руководитель учреждения-плательщика (при чем достаточно суровую, вплоть до отстранения от должности) и не несут ответственность ключевые сотрудники финансовых служб, казначейства и руководства департаментов/управлений, которые иногда и не знают, что по закону №44-ФЗ срок оплаты поставщикам субъектам малого предпринимательства и социально-ориентированных НКО составляет 15 рабочих дней.
3. Отсутствие внутри финансовой системы и казначейства идентификации контрактов с субъектами малого предпринимательства и социально-ориентированных НКО. Вследствие этого контракты, которые должны быть оплачены в более короткий срок, чем «стандартный» госконтракт, – в течение 15 рабочих дней, – не идентифицируются сотрудниками и идут в общем потоке контрактов со сроком оплаты 30 дней.
4. Отсутствие рычагов воздействия у учреждений-плательщиков на вышестоящие финансовые службы и казначейство в части исполнения ими (учреждениями-плательщиками) сроков оплаты согласно закону №44-ФЗ. Учреждение-плательщик и радо бы заплатить поставщику, но ему не перевели из казначейства субсидию (средства) для оплаты поставщику.
Эти учреждения становятся заложниками иерархии финансовой системы: ответственность лежит на руководителе учреждения-плательщика, а деньги им дают и отвечают за предоставление (перевода) средств для расчетов другие лица в финансовых службах департаментов /управлений и казначейства, которые как правило для них являются вышестоящими организациями.
5. Отсутствие лимитов, финансирования и прочие проблемы, не позволяющие осуществлять оплаты поставщикам вовремя.
В связи с этим, считаем, что для исправления указанных системных проблем и восстановления прав субъектов малого предпринимательства и социально-ориентированных НКО и предотвращения их нарушения, целесообразно провести ряд мероприятий:
1. Проводить контроль и регулярный мониторинг срока исполнения оплаты. Возможно введение такого показателя, как средний срок платежа поставщикам по госзаказу,  с отдельным мониторингом показателя платежей поставщикам малого предпринимательства и социально-ориентированных НКО, с контролем на уровне руководителей департаментов/управлений в виде КПЭ.
2. Ввести внутри казначейской системы идентификацию поставщиков субъектов малого предпринимательства и социально-ориентированных НКО, которым согласно ч.8 статьи 30 ФЗ-44 заказчик должен оплатить услуги в течение 15 рабочих дней.
3. Оптимизировать сроки (и/или привести в соответствие со сроками, указанными в законе №44-ФЗ) по маршруту согласования (проблема №1) оплат из федерального финансирования субъектам малого предпринимательства и социально ориентированным НКО.
4. Ввести систему мотивации/демотивации по КПЭ, описанному в п.1, ключевым сотрудникам финансовых служб департаментов/управлений и казначейства, отвечающих за обеспечение финансирования учреждений-исполнителей госзаказа (с разъяснение сроков оплаты в соответствии с законом №44-ФЗ).
5. Обеспечить заблаговременное планирование финансовых средств для обеспечения сроков оплаты работ/услуг по госконтрактам поставщикам субъектам малого предпринимательства и социально-ориентированным НКО.
6. Создать горячую линию по вопросам задержек оплат выполненных работ по государственным контактам, на которой будут отвечать сотрудники казначейства или другой структуры и которые смогут оперативно в режиме реального времени содействовать в решении  вопросов, связанных с задержкой оплат, и оказывать помощь в ручном режиме.

Крайне важно восстановить данные права предпринимателей и социально-ориентированных НКО, т.к. в результате их нарушений в связи с большими сложностями кредитования и отсутствием у субъектов малого предпринимательства и общественных организаций достаточных оборотных средств, в результате задержек оплат страдают семьи субъектов (как правило малый бизнес — это семейный бизнес), наемные работники, которым вынужденно задерживают оплату труда, страдают субподрядчики, которые сталкиваются с теми же проблемами, т.к. они тоже, как правило, представляют малый бизнес. Предприятия, которым государство задерживает оплату, несут репутационные потери, т.к. они вынуждены не сдерживать свои обязательства перед субподрядчиками. Нарушается планирование финансово-хозяйственной деятельности предприятия. Все это негативно влияет на работу предприятий в целом.

Отдельным пунктом хотели бы обратить Ваше внимание, что практически не используется для субъектов малого предпринимательства и социально-ориентированных НКО норма закона № 44-ФЗ о возможности заказчиками осуществлять предоплату до 30% за работы/услуги по государственному заказу, когда как для некоммерческих организаций это актуально в связи с плохим доступом до кредитных инструментов и отсутствием свободных оборотных средств. Просим Вас рассмотреть возможность изменения сложившейся контрактой практики в работе государственного заказа с субъектами малого предпринимательства и социально-ориентированными НКО в части использования частичной предоплаты, предусмотренной законом № 44-ФЗ.
На общественном конгрессе в этом году Вы говорили, что готовы оказать активную поддержку социально-ориентированным некоммерческим организациям. Просим оказать такую поддержку.